Что такое опасный груз?
Согласно статистике ООН, международные перевозки опасных грузов занимают около 50% всех видов грузоперевозок. Российские компании регулярно осуществляют транспортировку кислот, ядохимикатов и других вредных веществ как за рубеж, так и внутри страны. Отсюда вытекает важность правильной организации международных перевозок опасных грузов.
Виды опасных грузов
На международном уровне перевозка опасных грузов регламентируется сразу несколькими документами: ДОПОГ, Типовыми правилами ООН, СГС и другими актами. В РФ также установлен ГОСТ 19433-88. Согласно указанной документации, опасные грузы — вещества и материалы, которые при перевозке создают угрозу для жизни и здоровья людей, а также сохранности окружающей среды.
По классификации ДОПОГ существует 9 классов и 4 подкласса опасных грузов (самих видов веществ — свыше 3 тысяч). Примеры классов:
- взрывчатые вещества;
- ядохимикаты (которые могут быть инфекционными веществами, отнесенными в отдельный подкласс);
- радиоактивные материалы.
Важно: для каждого классификатора установлены свои требования к маркировке. Груз можно перевозить только при соблюдении установленных условий для обозначений материалов. При этом все разновидности веществ имеют свою группу упаковки.
Частые проблемы при перевозке опасных грузов
Несмотря на детальную регламентацию, многие организации допускают серьезные нарушения грузоперевозок опасных веществ. Наиболее распространены следующие случаи:
- нет согласованной классификации грузов;
- не соблюдены требования ДОПОГ;
- не оформлена сопроводительная документация;
- неправильное обозначение упаковки и самого груза.
Отсутствие сопроводительной документации и отсутствие свидетельства ДОПОГ являются самыми распространенными причинами штрафов и более грозных санкций в случае аварий. Контрагенты попросту не оформляют инструкции на случай ДТП, не согласовывают маршрут следования в письменном виде и не составляют путевой лист с соответствующей отметкой. Особенно часто контрагенты ошибаются в идентификационных номерах перевозимых веществ (как следствие, отсутствует полная запись о грузе).
В результате подобного халатного отношения риск получить санкции существенно увеличивается, ведь на перевозчике лежит ответственность как за сохранение груза, так и за безопасность населения и окружающей среды.
Регламентация перевозки опасных грузов в зависимости от транспорта
Помимо Типовых рекомендаций ООН, грузоперевозки опасных веществ также регламентируются отдельными документами в зависимости от типа транспорта:
- авиаперевозки — техническими инструкциями ИКАО и Правилами IATA;
- железнодорожные перевозки — Правилами RID, СМГС и Протоколами представителей железнодорожных администраций;
- морские перевозки — Конвенцией МАРПОЛ, Кодексом МПОГ и BC Code;
- автомобильные перевозки — ДОПОГ;
- перевозки речным транспортом — ВОПОГ.
При перевозке конкретным видом транспорта нужно учитывать не только перечисленные международные акты, но и внутренние регламенты конкретной страны, куда ввозится опасный груз.
Как правильно оформлять перевозки опасных грузов?
Лучший способ избежать санкций по законодательству сразу нескольких стран — это обратиться к компетентной транспортной компании, которая сотрудничает с профессиональными перевозчиками. В первую очередь необходимо сделать акцент на надежности организации, ее репутации на рынке и опыте работы с опасными грузами. Во вторую очередь рекомендуется посмотреть, с какими видами перевозок работает компания.
На рынке, несмотря на общий дефицит специализированных перевозчиков, есть организации с универсальным спектром услуг, которые способны организовать транспортировку опасного груза различными видами транспорта.