Как выбрать логистическую компанию
Выбор логистического партнера для бизнеса — задача важная и ответственная.
Сложно переоценить значимость такого элемента, как надежные цепочки поставок сырья, комплектующих, готовой продукции, будь то производственная или торговая компания. Затраты на логистику могут составлять существенную статью расходов. Доверие к логистическому партнеру влияет и на то, сколько нужно иметь складских запасов и возможно ли их оптимизировать, а значит — на эффективность использования оборотного капитала и на общую рентабельность предприятия. Срыв поставок или повреждение груза может не только нанести прямой ущерб бизнесу, но и создать репутационные риски.
На российском рынке сейчас много транспортных компаний, крупных и мелких, универсальных и специализированных, с разным географическим охватом, с брокерской лицензией и без нее, владеющих собственным транспортом и использующих наемный, и т. д.
Как подойти к выбору логистической компании для регулярных нужд именно вашего бизнеса? Для этого нужно учесть много факторов. Сгруппируем их по пяти признакам:
- соответствие предлагаемых услуг той задаче, которую нужно решить;
- качество и надежность услуг;
- надежность самой компании;
- удобство взаимодействия с компанией;
- уровень цен и прозрачность ценовой политики.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Соответствие услуг решаемой задаче
Выбранная компания должна соответствовать вашей деловой ситуации и наилучшим образом решать вашу задачу. Оптимально, если вы будете мыслить стратегически и подбирать партнера «на вырост», учитывая перспективы развития бизнеса и вероятные будущие потребности.
- Масштаб деятельности. Он должен быть таким, чтобы обеспечивать требуемый вам объем услуг. Для предприятий-гигантов обычно нужен логистический партнер соответствующего масштаба. Но для всех остальных на передний план выступают другие факторы. Надо понимать, что размер бизнеса экспедитора — это, прежде всего, его обороты. Наличие собственного транспорта не так принципиально, ведь даже крупные перевозчики при пиковых нагрузках используют наемный транспорт. А в некоторых ситуациях отсутствие большого собственного парка, наоборот, повышает финансовую устойчивость компании, помогает переживать кризисы и периоды низкой деловой активности с минимальными потерями.
- Географический охват. Если вам нужен экспедитор для международных операций, уточните, с какими странами работает компания, есть ли у нее возможность организовывать доставку на различных условиях Инкотермс, имеет ли она достаточно партнеров за рубежом. О наличии партнеров будет свидетельствовать членство в международных ассоциациях экспедиторов. Фактически такое членство означает, что у компании есть доступ к сети партнеров по всему миру, работающих по определенным стандартам.
- Набор услуг. Иногда достаточно, чтобы компания имела ресурсы только для одного вида перевозки или обработки только одного вида грузов (например, леса или нефтепродуктов). Но во многих других случаях важно, чтобы экспедитор мог оказывать полный комплекс услуг, в том числе для импорта и экспорта, обеспечивать аутсорсинг функции ВЭД, включая таможенное оформление, или аутсорсинг всей логистической функции «под ключ», выполняя роль 3PL-оператора. Все подробности обычно можно найти на сайте компании в разделе «Услуги». Стоит заранее выяснить, сможет ли компания организовать в стране назначения доставку товара до двери или только до порта (аэропорта). При прочих равных, чем более сложные задачи может решать логистическая компания, тем вероятнее, что не придется искать нового партнера, когда появится такая потребность.
Надежность услуг
Транспортная компания должна обработать и перевезти ваш груз своевременно, безопасно, в полном объеме и без повреждений, а в случае возникновения непредвиденных обстоятельств — оперативно решить проблему или возместить ущерб. В пользу надежности предлагаемых вам услуг говорит следующее.
- Страхование ответственности экспедитора. Страховой полис подтверждает возможность транспортной компании нести финансовую ответственность за сохранность груза и ошибки сотрудников. Желательно, чтобы такой полис был выдан надежной страховой компанией, готовой выплачивать возмещение по страховым случаям и имеющей соответствующую репутацию на рынке. Договор страхования ответственности накладывает на экспедитора обязательства следовать международным стандартам и определенным критериям при выборе подрядчиков.
- Партнерство и членство в ассоциациях. Международные ассоциации экспедиторов осуществляют контроль за стандартами работы своих участников. Когда логистические компании, входящие в одну ассоциацию, сотрудничают между собой, то ассоциация выступает гарантом надежности партнеров, в том числе с финансовой точки зрения. Поэтому выбор подрядчиков в рамках профессиональной ассоциации повышает качество и надежность услуг.
- Адекватность заявленных сроков. Если транспортная компания заявляет слишком короткие сроки перевозки, то это не всегда означает, что она обязательно в них уложится. Ответственный экспедитор, наоборот, укажет реалистичные сроки с небольшим запасом, а также заранее проинформирует клиента о возможных рисках.
- Достоверные отзывы клиентов. Как правило, компании стремятся разместить положительные отзывы и благодарственные письма клиентов на своих сайтах, где их легко обнаружить. В других источниках могут содержаться негативные отзывы. Идеально, если вы сможете связаться с некоторыми из клиентов и обсудить их реальный опыт.
Надежность компании
О степени надежности компании обычно свидетельствует следующее.
- Срок работы на рынке. Чем больше — тем лучше. По мере ведения бизнеса компания накапливает опыт, а также зарабатывает доверие партнеров в профессиональной среде. Это повышает ее возможности оказывать вам полноценный комплекс качественных логистических услуг, а также решать возникающие проблемы.
- Открытость и юридическая прозрачность бизнеса. Надежная компания не будет скрывать местоположение своего офиса, реквизиты и прочее. Вы легко сможете найти всю интересующую информацию на официальном сайте и при необходимости проверить ее.
- Финансовые показатели. Финансовая устойчивость экспедитора влияет на его возможность оперативно решать проблемы и отвечать по своим обязательствам. По частным компаниям бывает трудно найти эту информацию в открытых источниках, однако вы можете (на условиях конфиденциальности) запросить у потенциального партнера, по крайней мере, комплект последней налоговой отчетности. При проведении тендеров это обычная практика.
- Число судебных разбирательств, в которых компания выступает в качестве истца и, что более важно для нас, ответчика. Это можно проверить по открытым юридическим базам и сделать соответствующие выводы.
Удобство взаимодействия
Когда вам оказывают платные услуги, вы вправе ожидать соответствующего отношения. На взаимодействие с экспедитором ваши сотрудники будут тратить рабочее время. Удобство и эффективность этого взаимодействия — важная часть общего уровня сервиса, за который вы платите деньги.
- Понятный информативный сайт. Корпоративный сайт компании должен легко находиться на просторах Интернета и быть «живым», т. е. корректно работать и поддерживаться в актуальном состоянии, обновляться. Он должен обязательно содержать контактную информацию, адрес офиса компании, юридический адрес и основные реквизиты. В дополнение к этому, могут быть размещены копии важных для деятельности документов, которые повышают доверие клиентов, например, подтверждение членства в профессиональных ассоциациях. На сайте понятно и подробно должны быть описаны все услуги компании, которые она оказывает клиентам. Полезной опцией может быть автоматический калькулятор стоимости услуг, но это не обязательно. Кроме прочего, сайт, как важная часть делового имиджа компании, должен быть профессионально оформлен, иметь приятный внешний вид, не содержать ошибок.
- Доступность сотрудников. Вы должны быть уверены, что при возникновении срочных вопросов у вас всегда есть возможность оперативно связаться с представителями компании по телефону и получить адекватный ответ.
- Квалификация персонала. В хорошей логистической компании сотрудники — это профессионалы в своей области. Они сами разработают и предложат варианты решения поставленной вами задачи, объяснят преимущества и риски каждого варианта. Чтобы оценить это, вы можете запросить консультацию и расчет стоимости перевозки вашего груза. И если менеджер по продажам может быть не в курсе всех тонкостей, то он обязан в любом случае уточнить информацию у специалистов и перезвонить вам.
- Документооборот и порядок оплаты. Взаимодействие с бухгалтерией вашего партнера может происходить четко и безболезненно, а может стать настоящим источником проблем: таможенных, налоговых, даже производственных, — если вам необходимо, например, строго отслеживать партии сырья. Ваша компания должна своевременно получать не только физически оказанные услуги, но также достоверную информацию и все необходимые первичные документы, оформленные без ошибок. В договоре нужно предусмотреть устраивающий вас порядок оплаты, и вы не должны получать необоснованные претензии от партнера, если платите вовремя.
Уровень цен и прозрачность ценовой политики
Когда потенциальные партнеры для сотрудничества отобраны, остается сравнить их цены. Чтобы получить корректный результат, надо сравнивать одинаковые, сопоставимые наборы логистических услуг и их окончательную стоимость. Еще на стадии расчета перевозки вам должны предоставить точную и окончательную смету, объяснить все риски, при необходимости рассчитать таможенные платежи и т. д. Важно, чтобы не было никаких сюрпризов и скрытых расходов. Если стоимость дается одной цифрой, без деталей, это должно вас насторожить.
При выборе партнера на длительный срок имеет смысл составить типовой перечень необходимых вам логистических операций и спрогнозировать их объем на год, как вариант — описать несколько сценариев в зависимости от развития ситуации. Так вы сможете получить скидки от объема и зафиксировать привлекательные условия в контракте.
Для того чтобы быть «в рынке», сохранять актуальные, выгодные условия сотрудничества с логистической компанией, вам придется периодически возвращаться к анализу предложений. Однако не стоит бросаться в крайности. Если выбранный партнер на деле оказался надежным и полностью устраивает вас качеством своих услуг, то нужно хорошо подумать, прежде чем решиться сменить его. Имеет смысл сесть за стол переговоров, а также оценить риски и изменения бизнес-процессов, которые могут потребоваться при смене логистической компании. И помнить, что в долгосрочной перспективе стратегическое сотрудничество может принести более значимые результаты, чем краткосрочная выгода.