Риски при грузоперевозках
Перевозка груза, как внутренняя, так и международная, постоянно сопряжена с множеством рисков, потенциальный ущерб от которых исчисляется миллионами рублей. Чтобы избежать лишних затрат, каждому перевозчику и контрагенту рекомендуется знать наиболее распространенные причины экономических потерь и меры по их предотвращению.
Основные риски грузоперевозок
На надежность грузоперевозок влияют погодные условия, тип перевозимого груза, характер маршрута и другие параметры. На практике наиболее распространены следующие риски:
- утрата груза;
- повреждение груза;
- задержка сроков поставки.
Утрата груза (в том числе и хищение), согласно статистике страховых организаций, является причиной более трети всех выплат по страхованию. Аварии на дороге, которые вызывают повреждение продукции, занимают вторую строчку, и на их долю приходится свыше 15% всех возмещений. Задержка сроков поставки также приносит существенные экономические потери, которые выражаются как срывами производства, так и штрафными санкциями по договорам.
Важно: помимо указанных факторов, можно также отметить порчу товаров из-за нарушения температурного режима, аварии при погрузке-разгрузке и несоблюдение режима перевозки. При этом 20% всех рисков имеют место при транспортировке грузов через юг страны.
Все указанные риски негативно влияют как на сотрудничество, так и на репутацию контрагентов в целом. В настоящий момент как никогда актуально знание законодательства и внимательное отношение к поставкам.
Какие меры помогут предотвратить риски?
Рынком и государством предусмотрено сразу несколько инструментов по снижению вероятного ущерба в ходе поставок. Действенные способы свести риски грузоперевозок к минимуму:
- сотрудничать с надежными и проверенными поставщиками;
- страховать грузы на полную стоимость;
- упаковывать грузы в надлежащую защитную упаковку.
При выборе контрагента по грузоперевозкам в первую очередь лучше обращаться к перевозчикам с застрахованной ответственностью и членам международных ассоциаций, которые дорожат собственной репутацией и предоставляют качественный сервис. Указанные организации внимательно подходят как к вопросу страхования, так и к проблеме упаковки.
Нужно помнить, что в обязанности отправителя входит надлежащее упаковывание продукции, которое соответствует высокому уровню защиты при транспортировке.
Страхование груза является самым распространенным инструментом минимизации рисков грузоперевозок. При оформлении страховки важно учитывать тип груза: существует множество программ, которые позволяют защититься от потерь при транспортировке ценного, опасного или другого типа продукции.
Экспедитор также несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба. Согласно статье 7 Федерального закона № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», при оказании услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение груза, не может превышать две расчетные единицы (SDR) за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор. SDR — международная денежная единица, которая выпускается МВФ (в настоящий момент курс SDR колеблется в районе 1,4 USD за единицу).
Чтобы минимизировать все имеющиеся риски, нужно использовать меры в комплексе. Иными словами, рекомендуется одновременно позаботиться как о страховании груза, так и о грамотном выборе компетентных поставщиков.