Как рассчитывается международная перевозка грузов
Для правильного расчета стоимости международной перевозки груза в первую очередь надо обратить внимание на условия поставки. Их еще называют терминами Инкотермс и обозначают аббревиатурами из трех букв: EXW, FCA, CPT и другими. Обычно эти сведения можно найти в международном контракте или инвойсе. Инкотермс — это международные правила, в которых содержатся определения терминов (условий) внешней торговли. Одна из функций данных терминов — распределение расходов по транспортировке между продавцом и покупателем. Получается, что, узнав эти «три буквы», можно определить, за что платит покупатель, а за что — продавец.
Второе, на что обращаем внимание: каким видом транспорта будет осуществляться доставка. От этого зависит, из каких этапов будет состоять перевозка, будет ли груз доставляться одним транспортным средством или несколькими. Кроме того, от вида перевозки зависит, как будут начисляться расходы, а именно: будут ли учитываться массогабаритные характеристики груза или нет. Проще говоря, если груз занимает целый контейнер или грузовой автомобиль, то стоимость взимается за контейнер или автомобиль; если же груз занимает часть контейнера или грузового автомобиля либо перевозится авиатранспортом, то стоимость зависит от объема и веса этого груза.
Допустим, мы знаем, что все расходы по транспортировке груза ложатся на плечи покупателя в России, а груз будет доставляться по морю в составе сборного контейнера. В нашем случае на стоимость доставки будет влиять вес и объем груза. Разберемся, из каких этапов состоит такая перевозка.
Итак, груз подготовлен к отправке, надежно упакован, имеется вся необходимая документация. Первое, о чем стоит подумать, — это таможенное оформление. Да, это тоже неотъемлемая часть перевозки. Экспортное оформление за границей, как правило, стоит в пределах 50 — 100 USD либо взимается в зависимости от стоимости товара, т. е. исчисляется как процент от стоимости груза по инвойсу.
Далее, нам необходимо доставить груз на терминал в порту для погрузки в контейнер. Этот этап обычно называют «местная доставка», или local delivery. Ее стоимость зависит от удаленности склада, где находится товар, от порта отправки, а также от веса и объема товара.
Следующая статья расходов — это терминальная обработка. Терминал (склад временного хранения), на котором будет находиться товар до момента отправки по морю, взимает плату за размещение груза на своей территории.
Далее — международный фрахт, в нашем случае — доставка по морю. Этот этап включает в себя транспортировку, бронирование, оформление необходимых документов. Как мы уже упоминали, стоимость фрахта зависит от веса и объема груза и, конечно же, от маршрута.
После прибытия корабля с контейнером в порт назначения товар будет выгружен на склад временного хранения (СВХ), где он будет находиться, пока не пройдет процедуру таможенной очистки. СВХ выставит счет за терминальную обработку груза (выгрузку/погрузку, прием на склад, взвешивание) и за его хранение, если последнее продлится дольше бесплатного лимита.
Следующий этап — таможенная очистка в РФ. Обязательно уплачивается пошлина, НДС, а также сбор за таможенное оформление. Для правильных расчетов необходимо определить код ТН ВЭД товара.
Если этап таможенной очистки пройден успешно, то груз можно забирать из порта и доставлять получателю. И это последний этап перевозки, на стоимость которого также влияют удаленность получателя от порта и массогабаритные характеристики груза.
Дополнительно могут возникнуть:
- расходы на страхование груза;
- расходы, связанные с различными манипуляциями на таможне, например, досмотрами, взвешиванием и т. д.;
- расходы, связанные с какими-то дополнительными услугами, такими как маркировка, упаковка груза и проч.
Подведем итог. Для расчета стоимости международной доставки необходимо четко понимать условия поставки Инкотермс, вид транспорта и хорошо разбираться во всех этапах перевозки.